Main photo Возьмёмся за гуж

Возьмёмся за гуж

  • Автор : Horse-Driving
  • 2300 просмотр

Возьмёмся за гуж

Русские называют дорогой то место, где собираются проехать. 
(Народная мудрость)

Русская упряжка уникальна. Нигде в мире больше не встретишь деревянную дугу. А русская тройка! Мало того, что все три лошади смотрят в разные стороны, они еще и бегут разными аллюрами. А ведь существовала еще парная дуговая упряжка - сегодня ее увидишь разве только на старинных картинах.

Дуга, хомут, оглобли

Немало времени прошло, прежде чем гениальное изобретение древних китайцев - хомут - проникло на просторы Восточно-европейской равнины. Археологи, однако, утверждают, что предки новгородцев пользовались сим полезнейшим предметом уже в VII веке нашей эры. Приделав к хомуту сыромятные петли-гужи и пристроив с их помощью между хомутом и оглоблями деревянную пружину-дугу, они нашли способ сохранить плечи своих верных саврасок и получили упряжку на все случаи жизни, как говорится, и в подводу многотонную, и воеводу с ветерком прокатить, можно вдоль дороги, а можно и поперек... Ведь русская упряжь в каком-то смысле - порождение второй из известных проблем нашего отечества, плохих дорог, не зря она появилась именно в лесной зоне России. Она прекрасно приспособлена для езды по ухабам, глубокой грязи, снежным заносам. Русская упряжь очень рациональна, в ней нет ни одной лишней детали. Дуга и гужи благодаря своей упругости смягчают толчки и удары, так что хомут всегда лежит спокойно на конских плечах. Шлея не позволяет хомуту соскальзывать с шеи лошади при торможении и спуске. Так как дуга, хомут и оглобли представляют собой довольно увесистую конструкцию, часть усилия с плеч и холки при помощи седелки, чересседельников и подбрюшника перераспределяется на спину лошади.


Помните поговорку: "не видно не зги"? А какая такая зга, и почему ее должно быть видно, знаете? Так вот, зга - небольшая деталь в верхней части дуги, дужное кольцо с креплением. Через это колечко продевается ремень-темляк, одним концом его наматывают на ветвь дуги и привязывают к оглобле, а к другому концу пришиты два поводка, пристегивают к кольцам удил - с их помощью голова запряженной лошади поддерживается на определенной высоте. Дужное колечко маленькое, ночью, в метель или непогоду его действительно не видно.

А еще говорят: "Взялся за гуж - не говори, что не дюж". Почему так важно "сдюжить", запрягая лошадь? В русской упряжи клещи (деревянная основа хомута) вверху связаны намертво, а внизу - распускающимся узлом - супонью. При запряжке гужами охватывают оглобли, потом в петли вставляют концы дуги, после чего стягивают супонью клещи хомута. Дуга, как распорка, распяливает гужи, поэтому затягивание супони требует довольно больших усилий. Сцепления гужей, дуги и оглобель достаточно для перевозки грузов в несколько тонн.

Изготовление упряжи - дело непростое, требующее знаний и навыка. Например, дугу гнут из нагретого моченого дерева по особой технологии. Сделаешь неправильно - она сломается в самый неподходящий момент, ведь дуга испытывает очень большие динамические нагрузки. Недаром встарь хорошая дуга была гордостью ямщика.

Пара "на отлет"

Дышловая парная упряжка пришла на Русь с Запада в начале XVII века, после польско-литовского нашествия. Она распространена главным образом в западной и южной России. Однако на Руси была и своя, оглобельная парная упряжка, и в свое время она была весьма популярна. Вот о ней и пойдет речь.

Необходимость в парной упряжке сначала возникла в крестьянском хозяйстве для пахоты. Одна лошадь свободно тянула соху и даже более тяжелую косулю. Однако для плуга, самого совершенного пахотного орудия, тяги одной лошади оказалось недостаточно. На Юге России, где на жирных тяжелых черноземах нужен был тяжелый плуг, пахать запрягали по две-три лошади в постромки. В средней полосе и и почвы не такие мощные, и плуги полегче. Когда одной "лошадиной силы" стало мало, сбоку к оглобельной дуговой упряжке стали при помощи постромок припрягать вторую лошадь. На пристяжную лошадь надевали шорку или хомут. Вернее даже не хомут, а хомутик, так как он намного легче, чем у коренника. Вместо гужей он имеет мочки (петли) из узкого ремня, к которым прикрепляются постромки. Другими концами постромки надеваются с помощью петель на концы свободно поворачивающегося валька(деревянного бруска), а валек за середину подвешивается на крюк ваги, неподвижно укрепленной в передней части плуга или повозки. Понятно, что пристяжная лошадь только тянет плуг или повозку и, в отличие от коренника, развернуть или затормозить упряжку не может.


На пристяжную лошадь можно надеть седелку, но здесь она уже не столь важна и нагружена, как у коренника: все ее предназначение - поддерживать привожжек (одиночную вожжу: с помощью которой управляют пристяжной лошадью) и правую постромку. Для этого слева на присяжной подпруге сделано металлическое кольцо для привожжека, а справа - ременная петля для постромки.

Пристяжная узда почти не отличается от узды коренника. К левому (наружному) кольцу удил пристегнут привожжек, а к правому (внутреннему) - особый ремень под названием чумбур, за который пристяжную лошадь привязывают к левой оглобле коренника, а на стоянках - например, к столбу.

При пахоте коренник шел по вспаханному полю (борозде), а пристяжная лошадь - по целине. Так как плуг отваливает земляной пласт вправо (на борозду), то вторая лошадь припрягалась слева. Пахарь шел за плугом по второй борозде. Чтобы тяга была симметричной, оглобли располагали с правой стороны плуга, а постромки - слева.

Вслед за сельскохозяйственной парной упряжкой появилась и ездовая, известная по крайней мере с самого начала XVIII века. Однако несимметричное крепление оглобель для ездовой повозки оказалось непригодным. Дело в том. что на спуске повозку тормозит только коренник, расположенный справа, повозка будет накатываться на него левой стороной, сбивая коренника к правому фаю дороги. При этом лошадь инстинктивно поворачивается вполоборота влево, и повозка накатывается к левой стороне дороги, и так далее, то есть идет зигзагами. Кроме того, всякий толчок в колесо, удаленное от оглобель, отражается на кореннике более сильно. На неровной местности эти толчки такие частые и сильные, что сбивают коренника с направления движения (закачивают). Поэтому для дороги 5олее целесообразно укрепить оглобли как обычно, посередине. Но при этом пристяжная лошадь будет тянуть лишь с одной стороны повозки и поворачивать повозку в сторону коренника, которому придется постоянно сопротивляться этому надавливанию. В результате часть полезной работы будет теряться.

Для облегчения работы коренника пристяжную лошадь заставили тянуть несколько в сторону - это обеспечивается натяжением привожжека и подбором длины чумбура. В результате голова пристяжной лошади оказывается отвернутой в сторону и вниз, то есть как бы завивается в кольцо, что выглядит очень эффектно. Валек прикрепили к повозке впереди ее передней оси. Теперь пристяжная лошадь не так сильно разворачивает повозку и, следовательно, оглобли не наваливаются на коренника. В идеале тяговое усилие пристяжной лошади надо направить через вертикальный шкворень, проходящий через центр передней оси повозки и обеспечивающий ее поворот. Правда, при этом тяга пристяжной лошади, используемая на движение повозки вперед, уменьшается. К тому же лошадь необходимо специально выезжать, приучая двигаться с повернутой в сторону шеей Коренник должен был идти размашистой с высоким подъемом ног рысью, а пристяжная - правильным размеренным галопом. Пристяжная лошадь могла располагаться с любой стороны коренника, но чаще находилась слева.

Такая несимметричная упряжка получила название "пара "на отлет". Она быстро приобрела популярность в России, так как оказалась одновременно резвой и эффектной. На пристяжную седелку, не имеющую колодок для чересседельника, стали в качестве украшения ставить фигурную головку, а иногда и специальные седелочные звонки с нежным мелодичным звоном. Такие щегольские упряжки стали особенно популярными с 20-х годов XIX века.

В крестьянском обиходе гарная упряжка "на отлет" также была широко распространена, причем в двух вариантах: рабочем и выездном (полуямском}. На парах "на отлет" ездили почта, в полиция, извозчики, пожарные, помещики.

Птица-тройка

До XVII века включительно в России ездили на одноконных упряжках или же запрягали несколько лошадей гуськом - в последнем случае передняя лошадь "работала бульдозером", прокладывая всей упряжке путь по сугробам. В начале XVIII века, когда дороги стали пошире, начали запрягать пару и тройку в ряд. На первых порах упряжка из трех лошадей в ряд была весьма редким исключением из правил: но довольно быстро ее высокая скорость и выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость были оценены по достоинству. В последней трети XVIII - начале XIX века тройка была официально узаконена для перевозки курьеров и почты, а также пассажиров и грузов. Тройки влекли по широким дорогам сани, телеги, кибитки, тарантасы, иногда возки. Правда, в карету тройка никогда не запрягалась.

Настоящего расцвета и повсеместной популярности тройка достигла в первой половине XIX столетия. Олицетворявшая русскую удалую душу, широкую природу, она превратилась в своеобразный символ России Иностранцы, испытавшие езду на тройке, единогласно утверждали, что нет более лихой и быстрой езды. Известен такой исторический анекдот. Как-то раз при Екатерине II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица решила удивить его скоростью, с которой ездили почтовые тройки. Велела найти самого лучшего ямщика и спросила: "Берешься отвезти высокого гостя в Москву за тридцать шесть часов?" "Довезу, матушка, - ответил ямщик. - Только не уверен, что довезу его душу". Даже дорога между двумя столицами до 1817 года была настоящим испытанием для путешественника. Обычно это расстояние проезжали за двое-трое суток.

Однако во второй половине XIX века в России развернулось интенсивное строительство железных дорог, и тройке пришлось уступить свои позиции. Технический прогресс вытеснил тройки в сельскую местность, где они долго еще сохраняли популярность на свадьбах и народных гуляниях. В начале XX столетия двухвековая эпоха знаменитых русских троек практически завершилась.


Такова вкратце недолгая история легендарной русской тройки.

Тройка не имеет аналогов в других странах. Основой троечной упряжки послужила русская парная упряжка "на отлет": для получения тройки достаточно с другой стороны коренника припрячь еще одну пристяжную лошадь. Тройка - единственная в мире разноаллюрная упряжка: мощный рысак-коренник бежит рысью, а более легкие пристяжные лошади скачут галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз. При этом левая пристяжная лошадь идет галопом с правой ноги, а правая - с левой. Лошади выбирают "ведущую" ногу инстинктивно, стремясь сохранить устойчивость - передняя нога, заканчивая скачок, уравновешивает повернутую в другую сторону голову.

Троечная упряжь обильно украшалась. Красочно декорировались хомуты. Широко использовался металлический набор из литых деталей разной формы, к уздам и шлеям прикреплялись кисти, свисавшие спереди и по бокам лошадей. Но особое внимание уделялось дуге коренника: ее богато украшали художественной росписью и резьбой.

Вместе с расцветом курьерской и почтовой езды на тройках возникла необходимость в специальных звуковых сигналах. Во-первых, чтобы потребовать от пешеходов и экипажей немедленно освободить дорогу - ведь мчалась курьерская повозка с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Во-вторых, чтобы известить о своем приближении персонал очередной почтовой станции, ведь смена уставшим лошадям должна была быть своевременно готова.

Долгое время ямщики обходились удалым свистом и молодецкими криками. Но в последней трети XVIII века придумали использовать в качестве сигнала бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. Нашлось и удобное место для его подвески - дуга над головой коренника. Колокольчик туго привязывался к средней части дуги сыромятным кожаным ремнем. Почему не к дуж-ному кольцу? Колокольчики-то были отнюдь не сувенирные, такой "звоночек" в лучшем случае своей тяжестью згу из дуги вывернет, а то и дугу сломать недолго. К тому же сам колокольчик должен быть неподвижен, раскачивается только язык - иначе не будет настоящей гармонии звука.

В XIX веке тройки со звоном стали настолько массовым явлением, что нередко вносили сумятицу в работу почтовой службы. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, часто бывали не готовы, думая, что едет какое-нибудь частное лицо, а не почта. Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения служебных обязанностей.

Однако подобные запреты научились обходить. С середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать кожаные арканы (ошейники) с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов. Бубенцы издавали не такой громкий звук, как колокольчик, поэтому на них запреты не распространялись. Из бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали создавать "гаммы", производившие при езде "согласный" звон.

В современной жизни для русской упряжки по-прежнему находится место: на проселочных дорогах и улицах праздничных городов, на дорожках ипподромов и аллеях парков. Одноконная упряжка в России по-прежнему почти всегда дуговая. Да и тройка, утеряв свое утилитарное значение, вернулась к нам как атрибут праздника и красивый вид спорта. Хотя, конечно, конкретные условия вносят свои коррективы, и нынешняя тройка имеет определенные отличия от исторической. 


Автор: Анатолий ГАНУЛИЧ


Возьмёмся за гуж
Horse-Driving

О Езде в упряжи Сайт: horse-driving.ru E-mail: [email protected]

Рекомендуемые публикации