«Медвежий цирк»
- Автор : Horse-Driving
- 2019 просмотр
Арена залита светом. Звеня колокольцами, лихо несется заправская тройка. Но вместо лошадей — в упряжке медведи. На месте ямщика — медведь в цилиндре. Седоки — и те медведи!
Публика, переполнившая зрительный зал, аплодирует появлению тройки, которая вывозит на арену дрессировщика Валентина Филатова. С этого быстрого выезда начинается его номер, развивающийся в нарастающем темпе.
Появляется любимый питомец Валентина Филатова — коверный Макс. Выпрямившись во весь рост, он бежит на задних лапах по барьеру, держа в передних лапах белоснежную собачонку. Комичный вид и забавная, вразвалку, походка Макса вызывают веселое оживление.
Сидящий рядом со мной мальчик смущенно спрашивает:
— А медведь. . . настоящий?..
—Самый настоящий,— отвечаю я, но, взглянув на выражение лица юного собеседника, понимаю, что мои слова не рассеяли его сомнений. Мальчик вскакивает, протягивает руку, чтобы коснуться пушистой шкуры медведя, убедиться — живой ли он? Но строгий окрик сидящей рядом пожилой женщины останавливает мальчугана.
—Вот схватит тебя, тогда будешь знать — живой он или нет!..
На середину манежа выходит большой бурый медведь. По знаку дрессировщика он ложится на спину и крутит в лапах различные предметы: бочонок, огромную сигару и, наконец, штангу с горящими на ее концах факелами. Быстрое вращение этих предметов, казалось бы, несовместимое с медвежьей медлительностью, производит поразительный эффект. Горящие факелы замечает «пожарный» Макс. В медной, сияющей при ярком свете каске, с топором за поясом он подбегает к «горящему объекту» с огнетушителем в лапах. Но возможность возникновения пожара ликвидируется дрессировщиком, и Макс удаляется с манежа.
На арену выбегают два небольших медведя. Они с удивительной ловкостью делают стойки в лапах друг у друга. Какая небывалая медвежья акробатика в цирке!
Медведей-акробатов сменяют медведи — воздушные гимнасты. На большой высоте, держась зубами за трапеции, они пресмешно и лихо катаются.
С необычайной стремительностью развивается представление — и в этом его своеобразие. Не успевает закончить свой трюк один медведь, как на его месте появляется другой. С какой забавной поспешностью и усердием стремятся четвероногие артисты показать свое мастерство. Без всякого принуждения каждый из них старается как можно скорее выполнить свое задание.
Вот на манеж в кокетливой юбчонке выходит медведица. Она меланхолически жонглирует бутафорской сигарой большого размера. Сигара выпадает из лап, медведица подхватывает ее, продолжая жонглировать. Сигара перекатывается через спину, попадает в лапы, из лап снова за спину и через голову опять в лапы. Движения сигары напоминают движения трезубца-вилки, которым жонглируют китайские артисты.
Выступает медведь-эквилибрист. С завязанными глазами он степенно проходит на задних лапах по кругу, подходит к лестнице, залезает на площадку, выжимает стойку на одной лапе и спускается вниз.
Но следующее упражнение еще сложнее: медведь стоит на передних лапах в стойке, а задними лапами крутит длинную штангу, по краям которой висят на качелях нарядно одетые куклы. Притом, делая стойку и крутя штангу, он одновременно сам кружится на передних лапах, упираясь мордой о тумбу. Удивительно сложная координация одновременных движений косолапого артиста!
Диктор, комментирующий программу, объявляет о предстоящем боксе между медведями.
Арена быстро превращается в ринг. Под звуки спортивного марша выбегают четвероногие боксеры. У обоих на передних лапах боксерские перчатки. Филатов дает сигнал — и противники устремляются друг на друга. Медведь в зеленых трусах заметно теснит неприятеля в красных трусиках, который норовит ускользнуть от метких ударов противника. Свисток судьи заставляет партнеров прекратить горячую схватку. Боксеры, тяжело дыша, садятся в противоположных углах ринга на небольшие стульчики.
На ринге — Макс. Он несет в лапах ведро и полотенце. За кого болеет этот старый, опытный тренер — неизвестно... Он подходит к судье — Филатову и подает ему ведро. Кажется, мохнатый тренер больше интересуется сахаром, нежели схваткой боксеров. Сколько сахару ни получает он от Филатова — ему все мало! Он не желает уходить с ринга. Но вот раздается свисток судьи, Макс убегает, и начинается второй, решительный раунд.
На этот раз боксеры яростно ведут наступление. Медведь в красных трусиках оказывается более сильным и быстро становится победителем. Потерпевший поражение противник позорно убегает с ринга, теряя на манеже свои зеленые трусы. С огромным букетом цветов появляется Макс. Он преподносит их победителю...
В быстром темпе на детских самокатах выезжают небольшие медвежата. Как шаловливые мальчуганы, стараясь обогнать друг друга, они катаются, ловко отталкиваясь одной лапой от пола. До чего смешно, когда один медвежонок падает с самоката, а другой поднимает его и торопливо уезжает за кулисы.
Вслед за молодыми медвежатами на манеже появляется бурый медведь-велофигурист. С необыкновенной уверенностью рисует он на полу причудливые узоры и восьмерки, то и дело меняя направления. Внимание невольно переносится на Филатова, который с артистической легкостью демонстрирует высокое искусство дрессировки. Еле заметными движениями стека он указывает медведю заданный маршрут. Приветливая улыбка и профессиональное спокойствие артиста подкупают зрителей.
Вслед за велофигуристом выезжают пять велосипедистов. Среди них — коверный Макс. Он ловко объезжает своих партнеров, стараясь не задеть кого-нибудь, и быстро исчезает за кулисами. За Максом уезжают и остальные медведи. Но один изних задерживается. С размеренной медлительностью он продолжает двигаться по кругу и, несмотря на приказания дрессировщика, отказывается покинуть арену. Ни хлеб, ни сахар не прельщают ретивого велосипедиста. Появляется Макс. У него на голове фуражка милиционера, в лапах — жезл регулировщика. Увидев грозного милиционера, велосипедист немедленно покидает арену.
— Гонки медведей на мотоциклах! — раздаются по радио слова диктора.
Оркестр играет торжественный марш, и на затемненный манеж, сверкая фарами, с большой скоростью выезжают два медведя-мотоциклиста. Перегоняя друг друга, мотогонщики несутся по кругу на близком расстоянии. Вот-вот они столкнутся. . . Но присутствие Валентина Филатова,
корректирующего гонки, исключает эту возможность. Мотоциклисты круто поворачивают и уезжают за кулисы. Дрессировщик отбрасывает стек своему ассистенту и раскланивается.
Представление окончено. Зрители расходятся.
Иду за кулисы. Хочу познакомиться с Филатовым, поделиться впечатлениями о его большой творческой удаче — об аттракционе «Медвежий цирк», который мне впервые довелось увидеть.
К моему удивлению, застаю за кулисами Филатова, беседующего с моими недавними соседями — пожилой женщиной и мальчуганом.
Любопытство, желание лично проверить, что в номере участвовали настоящие медведи, привели юного зрителя сюда. Филатов внимательно отнесся к нему и показал ему своих питомцев в клетках.
— Посадите Аркашку на велосипед! — сказал он своему ассистенту.
Тот быстро вывел из клетки медведя и, посадив на велосипед, слегка подтолкнул вперед. Медведь, нажимая на педали, покатил вдоль просторной конюшни. Признаться, в этой обстановке медведь-велосипедист производил еще более сильное впечатление, нежели на манеже.
Я подошел к Филатову. Мы познакомились. С тех пор завязалась наша творческая дружба.
Как-то в Ростове после вечернего представления Валентин Иванович принялся репетировать с молодыми медвежатами. Я сидел в партере и с интересом наблюдал за ним.
Репетиция не ладилась, и Филатов приказал убрать медвежат. Не снимая рабочего комбинезона, он подсел ко мне. И вот что я узнал в этот вечер.
Жизнь Валентина Ивановича целиком прошла в цирке. Он родился в семье дрессировщика — Ивана Лазаревича Филатова. Все свое умение и мастерство отец передал сыну, воспитав в нем лучшие качества русского дрессировщика, привив ему любовь к животным, трудолюбие.
Вначале Валентин Иванович выступал в зверинцах, где работал его отец, потом перешел в цирк и с помощью опытного мастера заслуженного артиста РСФСР А. Н. Корнилова продолжал осваивать свою профессию.
Случалось, что молодой дрессировщик попадал в очень рискованные положения, но всегда выходил из них победителем. Вот случай в Алма-Ате, о котором рассказал тогда Филатов:
—Я работал со львами. Нужно заметить, что львы обладают исключительно острым обонянием. Достаточно положить поблизости сырое мясо, и они отвлекаются от дрессировщика, выходят из повиновения. В этот день в цирк привезли мясо и по халатности служителей положили его рядом с клеткой, в которой должны были выступать львы. Стоило мне только впустить львов в клетку, как они начали заметно волноваться. Еле справлялся я со всей группой, не понимая, почему звери так нервничают. Очередь дошла до самой упрямой львицы по кличке Злюка. Она отказалась сойти с тумбы и, виляя хвостом, смотрела на меня, собравшись в комок, приготовившись к прыжку. Не успел я схватить палку, как Злюка уже оказалась на моей спине.
Я стал отбиваться от разъяренной львицы, бил ее арапником, пока она не вернулась на свою тумбу. Как дрессировщик я понимал, что в этот момент необходимо во что бы то ни стало добиться своего и заставить Злюку выполнить мое требование. Я снова предложил ей сделать трюк, но Злюка резким движением прыгнула на меня, сбила на землю и вцепилась в ногу. Превозмогая боль, я успел вскочить и заставил ее подчиниться. Все это происходило на глазах зрителей, многие из которых поднялись с места. В панике убежал служитель, стоявший около клетки с ведрами воды. Его отсутствие было особенно ощутимым. Ведь стоило ему вылить на Злюку ведро воды — и я бы не пострадал так сильно.
До сих пор не забыл Валентин Иванович случая в Риге, когда в очень сложных обстоятельствах ему удалось выручить своего учителя — дрессировщика А. Н. Корнилова.
—Слон Сиам,— рассказывает Филатов,— недолюбливал своего укротителя и однажды сильно ударил его хоботом. Удар был настолько внушительным, что дрессировщик отлетел далеко в сторону. Несмотря на серьезные ушибы, он поднялся, подошел к Сиаму, зацепил хобот багром и резко потянул вниз. Сиам с еще большим озлоблением ударил Корнилова и отшвырнул его в угол слоновника. Корнилов понял, что попал в мышеловку, из которой трудно выбраться.
Разъяренный слон рвал огромные цепи, которыми были прикованы его задние ноги, пытаясь приблизиться к дрессировщику.
Когда Сиам разворотил все крепления и бросился на Корнилова, положение стало угрожающим. Раздумывать было некогда. Схватив висящий на стене пожарный багор, я с размаху ударил им слона сзади. С неожиданной быстротой животное повернулось ко мне — и я оказался под его могучими лапами. Каким чудом мне удалось ускользнуть — до сих пор не знаю... Пока я отвлек на себя Сиама, Корнилов успел выскочить и был спасен.
После этого случая работать с Сиамом стало невозможно. Мы решили передать его в рижский зоопарк. Но перевести озлобленное животное из цирка в зверинец оказалось делом далеко не легким.
В день отправки Сиама в зоопарк слон нервничал с утра. Он отказался от пищи, не подпускал к себе никого. И только благодаря большому опыту моего отца, которого Сиам очень любил, нам удалось вывести его на улицу, приковать цепями к грузовой машине и, все время подкармливая, медленно двигаться к зоопарку.
Несмотря на раннее утро, за нами шла толпа. Рижане с любопытством наблюдали за поведением Сиама, который мотал грузовую машину в разные стороны. Наконец он остановился, протянул хобот к фонарному столбу и вырвал его, что называется, с корнем. Не успели мы опомниться, как его хобот уже шарил по стеклянной витрине магазина. Одно мгновение — и оконное стекло с треском разбилось. Мы остолбенели от неожиданности, а Сиам, протянув хобот сквозь выбитую раму, достал оттуда фетровые шляпы и быстро отправил их в рот.
С трудом мы отогнали Сиама, но он все не успокаивался. Остановившись у парадной двери одного дома, он стал закрывать ее хоботом. Дверь была на пружине и открылась. Сиам снова закрыл ее — дверь опять открылась. Эта игра понравилась Сиаму, и он несколько раз толкнул дверь. Наивно думая, что этим все ограничится, мы решили не мешать слону в надежде на благополучный финал. Но Сиам совершенно неожиданно потянул хоботом ветхую дверную раму и вместе с болтающейся на ней дверью надел себе на шею. С большим трудом удалось нам доставить слона в зоопарк. Там он и живет по сей день...
Выступая в это время с небольшим составом дрессированных медведей, Филатов задался целью создать крупный аттракцион «Медвежий цирк», в котором животные выступили бы как жонглеры, акробаты, гимнасты, эквилибристы, роликобежцы, велофигуристы, боксеры, мотогонщики, «коверные». На первый взгляд такая мысль могла показаться нереальной. В самом деле — целое цирковое представление в исполнении медвежьей труппы... Как всегда, нашлось немало скептиков... Но молодой дрессировщик верил, что ему удастся показать на манеже такое представление.
И начались упорные поиски приемов и методов освоения трюков. Репетиции проходили днем и ночью. Филатов настойчиво добивался, чтобы медведи освоили самые разнообразные цирковые жанры, внимательно выявлял индивидуальные навыки, склонности каждого животного, развивал их.
Два года трудился Филатов над осуществлением своего замысла. И наконец в 1949 году на манеже Московского цирка зрители впервые увидели новый оригинальный аттракцион — «Медвежий цирк».
Когда смотришь это представление, невольно возникает вопрос: каким образом дрессировщик добивается таких результатов?
Существуют два метода, два принципа дрессировки: первый — болевой, рассчитанный на запугивание зверя, другой — поощрительный, возбуждающий вкусовую реакцию у животного.
Первый метод дрессировки не получил у нас распространения. Он противоречит элементарным основам гуманного отношения к животным, вырабатывает у них болезненную озлобленность. Второй метод — метод использования теории условных рефлексов — широко используется в нашем цирке.
Приучая медведя к выполнению того или иного задания, Филатов разделяет процесс дрессировки на несколько этапов. Так, например, процесс обучения езде на велосипеде начинается с посадки медведя в седло.
Сначала приходится с трудом затаскивать медведя на седло, потому что он пугается незнакомого предмета. Но, как только медведь попадает на велосипед, его незамедлительно кормят сахаром. Сластена так увлекается, что забывает о недавнем чувстве страха.
В данном случае дрессировщик добивается того, чтобы медведь привык к предмету, с которым ему придется иметь дело. Это и есть выработка условного рефлекса у животного, который при виде определенного предмета (в данном случае велосипеда) чувствует физическую потребность в сладком и удовлетворяет эту потребность. Рефлексы закрепляются у животных очень крепко, так что снять их порою бывает уже невозможно.
Так движение за движением, трюк за трюком подготавливаются целые номера, в которых животные действуют исключительно на основе созданной у них цепи условных рефлексов.
Многое еще мог бы рассказать В. И. Филатов, но беседа затянулась. Уже голубой свет раннего утра заиграл на окнах под куполом цирка.
В последние минуты беседы у нас возникла идея создать большую сюжетную пантомиму. Постепенно наметился план будущего спектакля, мы уже представляли себе, как можно использовать медведей на правах активных действующих лиц циркового спектакля.
Спустя два года в Ленинградском цирке состоялась премьера пантомимы «Приключения поводыря с медведем».
...Гаснет свет в цирке, и луч прожектора выхватывает из темноты картинку прошлого; старый поводырь с медведем и юный акробат Саша, приткнувшись к фонарному столбу базарной площади, пристраиваются на ночлег. Городовой гонит бездомных артистов, и они бредут по дороге в поисках пристанища. Картина сменяется, арена превращается в ярмарочную площадь. С подмостков балагана сыплет прибаутками дед-зазывала. Здесь же выступает «женщина-змея». Расстелив коврик, ходит на руках Саша, тогда как медведь под ззуки шарманки показывает, как прихорашивается барыня, как валяется пьяный купец, как берет взятки городовой...
В пантомиме рассказывается о судьбе циркового артиста Александра Леснова. Революция спасла его от полуголодного существования. Он участвовал в гражданской войне и в годы мирного труда стал известным дрессировщиком.
Неразлучным спутником Лескова является его неизменный друг — медведь Макс. По ходу пантомимы Макс присутствует почти во всех сценах, непосредственно участвуя в развитии действия. Он появляется на ярмарке, развлекая уличную толпу, бродит по лесу в поисках своего хозяина, попадает в партизанский отряд, забирается в походную кухню. Его берут на разведку, и вместе с Лесковым (его играл Валентин Филатов) Макс принимает участие в разгроме белогвардейского штаба. Он гоняется за полупьяными белогвардейцами, взбирается по колонне пылающего здания на балкон и спасает из плена юную партизанку.
В процессе репетиций происходило немало любопытных эпизодов с медведями.
Как-то мы репетировали финальную сцену разгрома белогвардейского штаба, — репетировали в декорациях, с реквизитом, пиротехническими и световыми эффектами, В этой сцене медведь Макс вместе с артисткой Л. Кудояровой, игравшей партизанку, должен был по проводам спускаться с горящего балкона на землю и немедленно сесть за руль мотоцикла. Мотоцикл должен был тотчас тронуться с места и уехать за кулисы.
Несколько раз пришлось мне, как постановщику спектакля, повторить эту сценку из-за того, что артисты не точно разыгрывали отдельные ее детали. Единственный исполнитель, отлично запомнивший все мизансцены, был... медведь Макс. И вот, когда я в последний раз повторял этот кусок, реквизиторы забыли выкатить мотоцикл и поставить его на положенное место. Заиграл оркестр, вспыхнул «пожар», артисты начали действовать. Все шло благополучно до тех пор, пока на балконе не появился медведь. Только тут все обнаружили отсутствие мотоцикла, и репетиция прервалась. Пока я отчитывал нерасторопного реквизитора, наш герой Макс убежал с манежа. Ассистенты Филатова бросились искать его, но не нашли. В это время ко мне подбежал провинившийся реквизитор и сообщил, что Макс сидит в реквизиторской комнате на втором этаже. Мы отправились туда с Филатовым, и каково было наше удивление, когда в полутьме посреди реквизиторской мы увидели Макса, сидящего на мотоцикле.
— Вот это дисциплина! — расхохотавшись, воскликнул Валентин Филатов.
Создание этого большого спектакля явилось значительным достижением Филатова.
«Приключения поводыря с медведем» с успехом прошли в Ленинграде, Куйбышеве, Ростове-на-Дону, в Сталинграде.
За выдающиеся успехи в цирковом искусстве Валентину Ивановичу Филатову было присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР.
Последние два года творческая деятельность Филатова протекала преимущественно в гастрольных поездках за рубежом. Высокое искусство советского цирка вместе с большой группой мастеров арены Валентин Иванович с честью продемонстрировал перед многочисленными зрителями Варшавы на V Всемирном фестивале молодежи и студентов. Его «Медвежий цирк» выступал в Брюсселе и Антверпене, в Париже, Лионе, Марселе и Сент-Этьене, в Лондоне и Манчестере, в Берлине и снова в Варшаве, где Филатову было присвоено звание лауреата I Международного фестиваля цирков. Совсем недавно Филатов гастролировал в Греции и Югославии. Всюду, где появлялись афиши «Медвежьего цирка», собирались сотни, тысячи людей, жаждущих посмотреть великолепное зрелище. Зарубежная пресса единодушно отмечала аттракцион В. И. Филатова как выдающееся достижение, развивающее лучшие традиции русского цирка.
Огромной популярностью и любовью пользуется «Медвежий цирк» среди советских зрителей.
Они с неослабевающим интересом встречаются с ним не только на арене, но и на экране, где демонстрируются две картины с участием питомцев В. И. Филатова: «Артисты цирка» и «Медвежий цирк».
Неиссякаемая энергия и постоянные творческие поиски изобретательного дрессировщика — лучшие основания верить, что скоро В. И. Филатов поделится с читателями нашего журнала безусловно интересными планами новой работы.
Н. ЗИНОВЬЕВ
Журнал Соетский цирк декабрь 1957 г.