Main photo Сани

Сани

  • Автор : -=Natali=-
  • 2847 просмотр

Сани — распространённый тип повозки без колёс, обычно имеют полозья. Сани возят лошади, олени, мулы, быки, собаки.



Сани были древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной волокуши и употреблявшейся не только в странах северных, но и в южных, например, в Египте. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались санями в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь и др.).

В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны саней они были наиболее распространёнными даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употреблялись летом до начала XX века. В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством; царские сани могли стоить 200—300 руб. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).

Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом сани закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви — с женихом.

Первое летописное известие об употреблении саней при похоронах находим при описании похорон Владимира Святославича ок. 1015 г.: тело покойника не только везли до церкви в санях, но и ставили в ней его тоже на сани. Позднейшие известия, до XVII века, также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи. Иногда сани служили носилками для сопровождавшей гроб вдовы или матери покойного. По исследованию профессора Д. Н. Анучина, сани употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, но и у финнов, и в Западной Европе, и даже в Египте (где мумии были возимы в санях, в стоячем положении).
Этимология
Слово «сани» — славянское, заимствованное от славян латышами, венграми и румынами; происходит оно, по мнению профессора Р. Ф. Брандта и В. Ф. Миллера, от «сань», что значит «змея»; относится оно собственно к полозьям ввиду их сходства со змеей. Синонимами саней на Руси были «возила», «дровни», позже «каптана» и «избушка»

Современное использование

Сани применяются в сельских местностях тех стран, где зима снежная. Сани используются также в спортивных целях (Санный спорт). В различных областях народного хозяйства применяются аэросани.

Виды саней


К саням относятся дровни, нарты народов Севера и разные виды саней с кузовом.

боб — род саней с рулевым управлением
буер — спортивные сани с парусом для езды по льду
беговые — лёгкие сани, использующиеся главным образом для тренинга рысистых лошадей
возок — крытые сани со спинкой
волокуши — сани, состоящие из двух жердей (в современном исполнении — труб), передние концы которых привязываются к лошади, быку или собаке, а задние волочатся по земле.
дровни — крестьянские сани без кузова
кережка — сани у лопарей
ледянка — пластинка, упрощённый вид саней.
обшевни — широкие сани, обшитые лубом или тёсом
пошевни — низкие и широкие сани
Пулка — лёгкие сани для перевозки небольших грузов человеком или собаками.
розвальни — низкие и широкие сани
салазки — маленькие деревянные ручные санки
тобогган — бесполозные сани у индейцев Северной Америки
тарантайка
финские сани — высокие санки с длинными полозьями и специальной рамой на спинке сидения. Их не везут, а толкают сзади (как на самокате).
чунки — сани для перевозки тяжестей

История саней.

А теперь попытаемся представить выезд царя в один из летних дней XV—XVI веков. На крыльцо выходит государь. Сверкают драгоценными камнями одежды. Вот он садится в... сани, и царский выезд отправляется в путь. В сани летом? Именно так. Торжественные выезды царей и патриархов вплоть до XVII века были санными. Что-то вроде шляпы Потемкина — не очень удобно, зато величественно.

Не только цари ездили в санях летом. В условиях бездорожья на Крайнем Севере, в Южной Сибири сани нередко заменяли телегу в летнее время.


Конечно, сани гораздо древнее колесной повозки. Ведь колесо надо было еще придумать. А тут привязал два передних конца жердей к собаке, лошади или быку, а задние пусть волочатся по земле. Такие сани так и называют — волокушами. Эти простейшие средства передвижения служат человеку и сейчас. А в годы Великой Отечественной войны волокуши, сделанные из всяких подручных материалов — фанеры, железа, хвороста, солдатских палаток, применяли для снабжения передовых частей и вывоза раненых с поля боя.


Зададимся вопросом: почему по льду и снегу лучше всего двигаться на прямых полозьях? Под полозьями, если их материал хорошо подобран и обработан, тонкий слой льда или снега плавится от трения, в результате сопротивление скольжению падает, и весьма значительно. Наши предки вряд ли задумывались о трении, но они почувствовали его эффект благодаря опыту и наблюдательности. И появились сани на полозьях. Чаще всего «двигателем» служила лошадь.

Каких только разновидностей саней не создано за историю человечества! Тобогган — сани без полозьев. Нарты — сани с полозьями. Были даже жилища на нартах — «нартяной чум». Легкий каркас устанавливался на полозьях, а сверху обтягивался шкурами и парусиной. В таком жилище делали окна, а внутри устанавливали печку.

В начале века начались попытки создания саней с механическим двигателем. Первую конструкцию таких саней придумал русский инженер А. С. Кузин в 1908 году. Его модель, снабженная авиационным двигателем, который вращал винт, установленный в трубе, развивала скорость до 70 километров в час. С этого времени появилось множество всевозможных конструкций аэросаней, над которыми работали известные ученые и конструкторы. Это не случайно, ведь в северных районах нашей страны аэросани очень нужны. В 60-е годы создатель знаменитых пассажирских самолетов Ту-104, Ту-144 А. Н. Туполев придумал сани-амфибию на 6 человек. В таких санях не страшно ездить по льду: если он и проломится, сани будут плавать. Они с ходу преодолевают болота и заросли, а на открытых водных пространствах могут развить скорость до 75 километров в час.

Издавна сани — любимейшее средство развлечения и детей, и взрослых. В XVIII веке пользовались популярностью сани с парусом — на них совершали прогулки по ледяным озерам. Сани «богдыхана Поднебесной империи», как именовал себя китайский император, были закрытыми, а тащили их восемь слуг, обутых в башмаки с длинными гвоздями на подошвах.

Мы все с детства помним строчки:

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

Эти стихи написаны поэтом И. 3. Суриковым больше ста лет назад. С этого времени и в детских санках появилось много различных новшеств.

У любых саней две основные части: полозья и сиденье, жестко скрепленные между собой. Кажется, трудно изобрести что-то новое. Но вот появилась идея сделать это соединение не жестким, а упругим. Дуговая перемычка соединяет полозья с сиденьем — она выполнена из листовой стали. Сталь упругая, и соединение работает как рессора. Кататься на таких санках гораздо приятнее. Вдобавок стоит только привстать, как санки... подпрыгнут.

Изобретены и сани с рулевым управлением. Их поворотом можно управлять, выдвигая вперед то левый, то правый полоз (до этого, спускаясь с горы, сани можно было поворачивать, лишь притормаживая ногой).

Санки на лыжах, или лыжи с сиденьем, тормозом и рулем, — это всем известный снегокат «Чук и Гек», современный гибрид лыж и санок. Вместо полозьев у него лыжи, причем не две, а три: передняя, управляемая рулем, и две боковые, на концах которых — ножные тормоза, помогающие маневрировать при спуске. Снегокаты быстро завоевали популярность во всем мире. Кататься на них не только приятно, но и полезно — можно научиться управлять движущимся «транспортным средством» уже в раннем возрасте.


Опубликовано в Животные :: Гужевой транспорт
Сани
-=Natali=-

Рекомендуемые публикации